Виадук Гёльчтальбрюкке – самый большой кирпичный мост в мире

Мост Гёльчтальбрюкке (панорама)

Виадук или Мост Гёльчтальбрюкке – потрясающий образец инженерного искусства 19 века. Это 4-уровневый арочный железнодорожный кирпичный мост, соединяющий берега реки Гёльч в восточной части Германии, между городами Милау и Нечкау. Виадук Гёльчтальбрюкке был построен как часть железной дороги, соединяющая Саксонию и Баварию. В настоящее время мост является частью скоростной магистрали Дрезден-Нюрнберг.

Общее описание

Длина моста – 574 метра. Ширина в основании – 23 метров. Ширина в верхней части – 9 метров. Максимальная высота – 78 метров. Мост состоит из 4 уровней, а общее число арок немного не дотянуло до сотни, их «всего» 98. Верхний уровень состоит из 29 арок, самая большая из которых имеет 30,9 метра в ширину. По мосту проложены две железнодорожные линии.

Несмотря на чисто практичную функцию, виадук Гёльчтальбрюкке не лишен архитектурного изящества и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт. За свою уникальность это сооружение было внесено в список исторических памятников Германии, представляющих особую ценность с точки зрения инженерии и архитектуры.

История строительства

Строительство моста было начато в середине XIX века. Его возведение проходило на протяжении 5 лет (с 1846 по 1851 годы).

Бурно развивающаяся Германия нуждалась в железных дорогах. В частности надо было проложить ветку между Саксонией и Баварией. Основной проблемой оказалась сложность прокладки дороги в долине реки Гёльч.

В надежде найти оптимальный, недорогой и осуществимый план строительства, в январе 1845 года объявили конкурс на разработку проекта моста во всех крупных немецких журналах. Главным призом была 1000 талеров (в те времена внушительная сумма).

В итоге было подано 81 предложение, но ни одно из них не устроило руководство, так как никто из претендентов не смог доказать посредством структурного анализа, что мост способен выдержать интенсивную эксплуатацию железнодорожными составами. Правда, приз вручили четырем, наиболее удачным проектам, которые в последствие так и не были реализованы.

Председатель жюри, профессор Иоганн Андреас Шуберт, долго изучал все представленные проекты и впоследствии сам разработал мост. В основу его работы легли данные структурного анализа виадука в Лебнице, который был введен в эксплуатацию летом 1845 года.

Виадук в Лебнице стал первым мостом на планете, который подвергся полному структурному анализу.

В качестве основного материала строительства архитектором был выбран кирпич, весьма необычный материал для тех времен. Такой необычный выбор продиктован обилием суглинка в окрестностях, что позволило быстро и экономично производить кирпичи практически на месте. Гранит должен был использоваться только в определенных ключевых сегментах моста. Первый камень в фундамент моста заложили 31 мая 1846 года.

В ходе строительства, план немного подкорректировали из-за того, что часть земли, на которую должен был опираться мост, оказалась менее твердой, чем предполагалось ранее. Чтобы решить эту проблему, главный инженер проекта Роберт Уилк запланированные симметричные арки в центре заменил на одну более крупную, что только добавило невероятного впечатления от этого сооружения.

Виадук в цифрах

Виадук Гёльчтальбрюкке стал большим успехом для своего времени. На сооружение, по тем временам, отводились огромные усилия.

Мост Гёльчтальбрюкке (профиль)

Ежедневно около 20 кирпичных заводов вдоль железнодорожной линии производили 50 000 кирпичей с нестандартными размерами 28×14×6,5 см. Всего на постройку моста ушло 26 021 000 кирпичей (объем которых составил 135 676 кубических метров), а также 17 089 кубических метров песка.

На изготовление строительных лесов, сделанных под заказ для каждой арки, было использовано 23 000 стволов деревьев. Стоимость работ по возведению виадука оценивается в 2,2 миллиона талеров.

В общей сложности 1736 человек приняли участие в создании моста, 31 из которых погибли в ходе строительства. Несмотря на все трудности, мост был открыт 15 июля 1851 года. На тот момент он стал не только самым крупным кирпичным мостом в мире, но и самым высоким железнодорожным мостом на планете.

Звание самого высокого ЖД-моста виадук вскоре потерял, но он до сих пор сохраняет за собой гордый титул самого крупного кирпичного моста на планете.

Мост Гёльчтальбрюкке в современном мире

Виадук оказался настолько популярен, что в 1883 году открылся музей в расположенном неподалеку замке Милау, который выделил под экспозицию виадука Гёльчтальбрюкке целый зал. В музее каждый посетитель имеет возможность узнать про виадук Гёльчтальбрюкке подробную информацию: копии оригинальных строительных планов, трехмерную карту высоты региона, масштабную модель лесов, фотографии и картины, сделанные во время строительства моста.

В 1930 году была проведена реконструкция верхнего слоя железобетона. Между 1955 и 1958 годами была полностью восстановлена кладка. В период 2006-2008 годов крупнейший железнодорожный оператор Германии инвестировал около 2,2 млн. евро на усовершенствования моста. В 2009 году гильдия инженеров объявила виадук Гёльчтальбрюкке вехой в истории техники.

В настоящее время мост является частью так называемой Саксоно-Франконской магистрали, которая в 1997—2000 годах прошла реконструкцию и позволяет поездам преодолевать извилистые участки со скоростью до 160 км/час. Вдоль моста проходят живописные дороги, с которых открывается впечатляющая панорама моста, достижения инженерно-технической мысли. Недалеко от моста находился привязной аэростат, с которого можно было наблюдать простирающуюся внизу долину с высоты 150 метров, а также находящийся поблизости замок Нечкау и крепость Милау.

Приехавшим путешественникам рекомендуется прогуляться по пешеходным дорожкам вокруг моста, откуда открывается впечатляющий вид на виадук Гёльчтальбрюкке во всей его красоте и величественности.