Пещерные храмы Аджанты (Ajanta Caves)

Пещерные храмы Аджанты (панорама)

Аджанта – это комплекс пещерных храмов, высеченных в скалах (в твердейшем базальте) и соединенных широкой тропой. Это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Протяженность комплекса чуть более 500 м.

Утес в виде подковы с 29 интересными пещерами находится в горах Виндхья на северо-западе плоскогорья Декан в индийском штате Махараштра в 105 км от Аурангабада. В пяти пещерах расположены храмы (чайтьи), в остальных двадцати четырех – монашеские кельи (вихары). Храмы и кельи украшены внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками.

На 75 м ниже утеса пролегает ущелье, по которому бежит небольшая речка Вангхора. Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде.

Пещерные храмы Аджанты начали возводиться во II в. до н.э. в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Их сооружение длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещеры Аджанты, спрятанные в дебрях гор, оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 году их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров.

Чувственная живопись и изящные скульптуры

Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ. Им повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки – и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Фрески украшающие снаружи пещерные храмы Аджанты

Храмы и кельи, искусно украшенные резьбой, выполненной с помощью простых инструментов, сами по себе являются превосходными произведениями искусства; чувственная живопись и изящные скульптуры делают их шедеврами.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы.

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Буддийские пещеры Аджанта охраняют целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места.

Фрески пещер Аджанты

И, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» – живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер.

Нумерация пещер

Все пещеры пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры.

Самый крупнейший храм (вихара) Аджанты находится в пещере под номером 4. Храм поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 – единственная двухэтажная вихара в Аджанте.

Пещера 16 – это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок – «умирающая принцесса» – изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды.

В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные.

Вход в одну из 29 пещер Аджанты
Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Информация для посетителей

Посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию.

Добраться до достопримечательности можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.