Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro)

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор или Базилика Святого Петра (Basilica di San Pietro), расположенный в Ватикане, – одна из самых посещаемых достопримечательностей в Риме.

Собор считается крупнейшей христианской церковью во всём мире, способной вместить до 60 тыс. человек одновременно. Это – центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, можно сказать, это – сердце римской католической империи.

При взгляде на собор, прежде всего, впечатляют его масштабы. Строение вместе с куполом достигает в высоту около 132 метров, а общая площадь равняется 23 тыс. кв.м. Высота барочного фасада составляет 48 метров, ширина – 118 метров. В том виде, в котором мы его (собор) сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков.

История знаменитого собора начинается ещё с IV века. В 324 году н.э. на месте, где по преданию был погребён апостол Пётр, императором Константином была построена церковь, которая простояла около 1200 лет. В 1506 году церковь решили переделать в крупнейший христианский собор. Более полутора столетий в этом принимали участие наиболее выдающиеся художники и архитекторы эпохи Возрождения: Браманте был первым архитектором, после его смерти строительные работы возглавил Рафаэль; Микеланджело спроектировал купол и своды собора, а Бернини – главную площадь.

Стены собора поражают разнообразием библейских персонажей, внутри находятся множество скульптур, выполненных из мрамора. Внутреннее убранство собора – это позолоченные алтари и расписные фрески.

Внутреннее убранство собора
Богатое внутреннее убранство сделало Собор Святого Петра не только величайшей, но и одной из самых красивых базилик в мире. Интересно, что в храме нет ни одной живописной картины, все изображения выполнены мозаикой.

История возникновения

Изначально на месте современного собора по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего гонения на христиан) в 324 году н.э. была построена римская базилика, названная именем Святого Петра.

Базилика была освящена в честь апостола Петра, который мученически умер в 64-67 годах н.э. – именно над его могилой был создан первый алтарь.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. За время своего существования церковь пережила не одну реконструкцию, однако к XVI веку уже частично разрушилась.

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви.

Однако знаменитому архитектору не удалось завершить план: он умер в 1514 году. Его преемником стал Рафаэль Санти, работавший над возведением собора вместе с помощником Фра Джоконодой, а в дальнейшем – с Джулиано да Сангалло. После смерти Рафаэля строительными работами руководил архитектор Антонио да Сангалло.

Когда да Сангалло умер (в 1546 году), должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать ещё более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в её основе лежит шестнадцать граней.

Микеланджело была проведена колоссальная работа. К сожалению, увидеть результат своей работы ему так и не удалось. В 1564 году, после смерти мастера, продолжение строительства собора возложили на архитектора Джакомо делла Порта, который завершил сооружение купола Микеланджело.

Открытие Собора Святого Петра произошло в 1590 году, когда Папа Сикст V провёл в нём первую мессу. Однако работы по внешнему оформлению храма продолжались: была возведена колоннада, включающая 36 колонн, массивный крест над куполом и золотой фонарь.

В 1605 году (после прихода к власти Папы Павла V) было решено удлинить часть здания, а также пристроить боковые нефы, – в итоге собор получил форму латинского креста. Работами по изменению храма в XVII веке руководил Карло Модерно.

Площадь Святого Петра

Непосредственно строительством площади перед собором (Piazza San Petro) занимался Джованни Лоренцо Бернини с 1656 по 1667 гг.

По задумке масштабная площадь должна была вместить огромное количество верующих, желающих получить благословение папы или участвовать в религиозных мероприятиях. На сегодняшний день здесь может одновременно находиться до 400 тыс. человек.

Площадь в виде овала окружена двумя галереями из колонн: в общей сложности здесь насчитывается 284 дорические колонны, а также 80 столпов. Непосредственно на аттике, которым увенчана колоннада, располагаются 140 скульптур святых. Если посмотреть сверху, то площадь напоминает ключ.

Фасад собора

Фасад Собора Святого Петра украшают классические колоны, за которыми находятся пять порталов. Это Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Филарета (Porta del Filarete), Святые врата (Porta Santa) и Врата Таинств (Porta dei Sacramenti).

Очень интересный внешний вид имеют Врата смерти: они были созданы в XX веке мастером Джакомо Манцу.

Над колоннами находится аттик со скульптурами – статуей Христа, 11 апостолами и Иоанном Крестителем. Длина главной статуи достигает 5 метров.

Центральный портал храма обрамлён конными статуями императора Константина, выполненной в 1670 году Бернини, и Карла Великого, созданной в XVIII веке Августино Корначчини.

Фасад собора

Кроме того, на фасаде здания можно полюбоваться великолепными часами XVIII века работы Джузеппе Валадье, а также фреской «Навичелла», выполненной в XIII веке Джотто ди Бондоне.

Внутреннее убранство

При входе в собор поражает огромное внутреннее пространство, богато украшенное декоративными элементами.

Высота арочных сводов, отделяющих центральный неф от двух боковых, составляет 23 метра в высоту и 13 метров в ширину. Благодаря такой конструкции создаётся ощущение бесконечной глубины пространства – общая площадь составляет около 2500 кв.м.

Обращают на себя внимание изумительные мраморные полы – некоторые элементы частично сохранились от первоначальной базилики.

Внутреннее пространство собора

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарём собора Святого Петра. Разработанный Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нём заговорили не только в Италии, но и далеко за её пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях.

Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Пьета Микеланджело

Посещение собора

Попасть в это удивительное место непросто, но возможно. Сюда проводятся экскурсии, однако бронировать их нужно не менее чем за месяц. И, по отзывам, эти туры стоят того, чтобы постараться на них попасть.

Знающий гид проведёт вас по маленькому государству, покажет Собор Святого Петра и знаменитые музеи. Так вы не запутаетесь в многочисленных шедеврах Ватикана, не пропустите ничего важного и послушаете увлекательные рассказы гида об истории и искусстве Ватикана.