Деловой туризм

 

Древнейший из всех видов поездок

Не покривим душой, сказав, что деловой туризм — древнейший из всех видов поездок. Немедленно после того как человек выпрямился, сбросил шерсть и научился вести коммерческую деятельность, он принялся регулярно наведываться к соседям (не всегда с мирными целями, правда) с целью выменять что-нибудь ненужное на что-то полезное, объединиться против внешнего врага, наконец, других посмотреть, себя показать. Тенденцию продолжили миссионеры, мореплаватели и первооткрыватели во славу европейских монархий, разнообразные купцы и коммерсанты... словом, к 21 веку человечество неплохо отладило механизм деловых поездок, и сегодня этим занимается целая ветвь индустрии туризма.

Понятие делового туризма

Деловой туризм охватывает обширнейший спектр путешествий. Говоря по-простому, сюда относятся все поездки, не связанные с бездельем, отдыхом и всяческим наслаждением беспечной жизнью, а как раз-таки те, целью которой является работа — пусть и с приятным флёром чужеземности. Это и индивидуальные поездки на переговоры, и корпоративные «контрактные» выезды, и визиты на выставки, и посещение семинаров, конгрессов и конференций — в общем, всё то, из чего коммерческое предприятие сможет извлечь прямую финансовую выгоду.

В то время как нет такого государства, куда с той или иной периодичностью не наведывались бы иностранные бизнесмены, на рынке делового туризма имеется несколько безоговорочных лидеров. В первую очередь это «азиатские тигры», экономика которых занимает одно из ведущих мест в мире по торговому обороту, страны старой-доброй Европы — Франция, Германия, Италия, Великобритания, США, ведущие государства Южной Америки. Российские компании также часто посылают своих сотрудников и в страны бывшего СССР, а также к ближайшим дальневосточным соседям — в Китай и Японию.

Выставочный туризм

Выставочный туризм — самый популярный сектор делового туризма. Посещаемость зарубежных международных выставок и ярмарок россиянами сейчас растёт очень быстрыми темпами. Наиболее востребованные тематики — строительная, мебельная, продовольственная, компьютерная, общеотраслевая и военная. Самые популярные страны — Германия, Франция, Великобритания, Италия, Китай, Корея и Индия.

Если внимательно изучить даты проведения выставок, легко заметить, что самые крупные и востребованные выставки проходят в периоды с февраля по апрель и с сентября по декабрь. Выставки бывают международными или региональными отраслевыми: многие компании специализируются на работе с определенными регионами мира, например, только с Южной Азией или только с Восточной Европой. Определить крупнейшие среди международных и региональных выставок можно по одним и тем же параметрам — размеру площади, количеству экспонентов и посетителей. Выделить основные выставки в конкретной отрасли можно по рейтингу Всемирной Ассоциации Выставочной Индустрии.

Даты и тематика выставок зачастую меняются. Кроме того, важно помнить, что на выставочный период отели могут повышать цены в 2-3 раза, а непосредственно перед выставкой забронировать номер зачастую невозможно: мест уже нет.

Исторически сложилось так, что именно в Германии проходит самое большое количество выставок, и обычно они очень высокого качества. Так, в 2005 году в Германии проходит приблизительно 1600 выставок и конгрессов, во Франции — примерно 670, далее — по убывающей. В Москве работает целых семь представительств немецких выставочных центров, на протяжении десятков лет рекламирующих свои выставки: ни одна другая страна таким количеством представительств похвастать не может.

Конгрессы, семинары, инсентивы...

Теперь — коротко о других разновидностях делового туризма.

  • Конгресс или конференция —

масштабное деловое мероприятие для специалистов определенной отрасли.

  • Семинары и тренинги —

организуются для специалистов самых различных отраслей — в большинстве случаев для повышения квалификации персонала. Стандартно необходимые услуги: проживание, аренда конференц-зала, оборудования (микрофоны, проектор и т. п.), трансфер, авиабилеты, развлекательная программа.

  • «Инсентив-туры» —

поощрительные (мотивационные) поездки для сотрудников компании, клиентов, дилеров, торговых агентов, топ-менеджеров и других являются неотъемлемой частью корпоративной культуры западных, а теперь уже и многих российских компаний. Считается, что такие выезды, порой весьма многочисленные, помогают повысить производительность труда, укрепить корпоративный дух, обострить интерес к работе у сотрудников и сплотить коллектив.

  • Индивидуальные деловые поездки —

занимают примерно четверть всего рынка бизнес-путешествий. Специфика поездки подразумевает составление личной программы — от бронирования авиабилетов и отеля до составления графика встреч, обеспечения трансфером и дополнительной культурной программой. Так что, отправляясь в деловую поездку, придётся быть готовым к немаленькой стоимости путешествия — ведь «пакеты» здесь отсутствуют в принципе. Впрочем, принимая во внимание реальную выгоду от командировки сотрудника, вряд ли найдутся компании, желающие сэкономить.

Критерии выбора турагенства

В поисках компании, занимающейся организацией деловых поездок, главными критериями выбора должны быть надёжность и профессионализм, ведь переиграть условия поездки в жёстких условиях бизнес-графика будет довольно сложно. Кроме прочего, от умения турагенства грамотно распланировать программу путешествия и «откатать» её без задоринки зависит и успех самого предприятия: коммивояжёрам не придётся отвлекаться на досадные мелочи, а значит, их собранность и работоспособность будут способствовать достижению успеха.

Деловой туризм можно успешно дополнить экскурсионным, пляжным, лечебным... да и вообще каким угодно – ведь в Дубае можно не только париться на нефтегазовой конференции, но и получить удовольствие от качественного шоппинга и встретить восход солнца среди бесконечных дюн Аравийской пустыни.